Основа счастья — жизнь с Богом
Статья опубликована в ершичской районной газете «Нива» в 2006 году)
Иерей Александр Коржаков служит в Ершичской церкви Симеона Богоприимца недавно. В сельской местности каждый на виду, и когда появляется новый человек, хочется узнать, кто он, откуда, какие у него планы. Особенно если этот человек — священник, которому предстоит жить в нашей глубинке и тесно общаться с ее жителями, с каждым из нас.Предваряя вопросы наших читателей, я встретилась с отцом Александром и побеседовала с ним. Скажу сразу, что собеседник он замечательный: умный, тонкий, начитанный, тактичный и мудрый, несмотря на молодость.
Отец Александр родился в г. Ярцево в семье рабочих, учился в средней школе № 8. Его родители хотя и верили в Бога, но в церковь не ходили. Что же привело мальчика к вере, что повлияло на выбор жизненного пути?
Любого ребенка с самого детства влечет к чему-то сверхъестественному и таинственному. В раннем детстве отец Александр тоже пережил это. В подростковом возрасте начались поиски смысла жизни. На этом пути были опасности: одно время он увлекался восточными религиями и даже заинтересовался оккультизмом. Однако религиозные искания не прошли даром — постепенно его взоры обратились к православию. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что его тетя пела в церковном хоре и однажды позвала мальчика с собой в церковь. Ему было в то время 13 лет. Его внимание привлек священник — отец Вадим, неординарный человек, все свои силы полагавший на служение Богу и людям. Отца Вадима уважали в городе, шли к нему за советом.
— Его пример меня заразил, — говорит отец Александр.
Так судьба его была решена — он выбрал свой путь и ни разу об этом не пожалел.
Немаловажно было и то, что тогда в г. Ярцево при церкви сложился круг молодых людей — и в этот круг вошел отец Александр, — которые часто собирались вместе, пели в хоре, репетировали, да и просто общались, дружили. Это был круг единомышленников, близких по духу людей. Потом, позже, эта молодежная компания по естественным причинам распалась — кто-то обзавелся семьей, кто-то поступил учиться и уехал из города, кто-то стал священником. Отец Александр и сегодня с теплотой вспоминает своих друзей, общение с которыми было таким благотворным для него.
После школы отец Александр (тогда еще просто Саша Коржаков) поступил в Смоленскую духовную семинарию. Надо сказать, что это очень престижное учебное заведение, дающее фундаментальные знания не только по богословским дисциплинам, но и по светским (таким, как философия, политология, право, стилистика, логика, история). Преподаватели семинарии — настоящие профессионалы в своем деле. Два раза в год в семинарии бывал митрополит Кирилл — отец Александр называет его в числе своих учителей, считает великим человеком, достойным примером для подражания. Приезжали преподаватели Московских и Санкт-Петербургских духовных и светских школ, профессора из-за границы. На протяжении всех пяти лет учиться было очень интересно. Важно, что в семинарии была уникальная библиотека и царила любовь к чтению.
Отец Александр жил в общежитии семинарии, где между семинаристами сложилась доброжелательная, братская атмосфера. Старших уважали, но не было даже намека на «дедовщину» — только добрые, дружеские отношения, взаимопомощь.
Почти все однокурсники отца Александра стали священниками. Со всеми он и сегодня поддерживает добрые отношения.
Еще на выпускном празднике была назначена дата рукоположения. Этот день запомнился навсегда — 10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии митрополит Кирилл рукоположил его в сан диакона. А на Успение Богородицы, 28 августа, состоялось посвящение в сан священника. «Богородица покровительствует мне во всем», — сказал отец Александр.
Первого сентября отец Александр был назначен священником в храм Новомучеников Российских. Это первый храм, построенный в Смоленске за последние 270 лет. Он был освящен 25 сентября 2001 года.
Уже на следующий день молодому священнику поручили выступать перед студентами Института физической культуры. Волновался, конечно, но все прошло хорошо.
Отец Александр прослужил в храме Новомучеников Российских ровно 4 года.
Одновременно отец Александр занимался разработкой интернет-сайта Смоленской и Калининградской епархии, организовал на приходе молодежное движение, вместе с прихожанами храма издавал Приходской листок (маленькую приходскую газету).
* * *
У отца Александра есть семья — жена Ольга и двое маленьких детей. Ольга закончила духовное училище. Поступала она на иконописное отделение и по благословению митрополита Кирилла посещала занятия на регентском (певческом) отделении, а затем, по семейным обстоятельствам, перевелась на заочный сектор богословско-педагогического отделения.
Я не могла не спросить у отца Александра какими, по его мнению, должны быть взаимоотношения в семье, что главное в воспитании детей. На первый вопрос он ответил, что в главное семейных отношениях — взаимная любовь супругов. В идеале глава семьи — муж. Это многовековая традиция, да и какая жена не хочет видеть своего мужа смелым, сильным, добрым, справедливым и ответственным? К сожалению, в наши дни этот идеал встречается очень редко. Очень многое в семье зависит от жены, от ее терпения. Женщины более способны на компромисс, на уступку. А это часто спасает семью в критической ситуации. Важная роль женщины — быть хорошей матерью. В воспитании детей главное — не баловать их, придерживаться строгости, но без жестокости. Очень важно, какая атмосфера царит в семье, каковы взаимоотношения между родителями. Дети быстро перенимают поведение мамы и папы. Поэтому исключительную роль в воспитании детей играет личный пример родителей. Если отец внушает сыну, что курить вредно, а сам курит, то вряд ли его слова возымеют действие. И конечно, детей надо воспитывать в вере…
К вере каждый человек идет своим путем. Иногда кто-то боится переступить порог церкви, зная, что это заставит его о многом задуматься.
— Часто Церковь понимают, как «бюро ритуальных услуг», — говорит отец Александр — или как некую формальность, без которой вполне можно обойтись. Говорят так: «Я верю в душе, а в церковь мне ходить не обязательно». При этом забывают, что настоящая (а не формальная) вера всегда отражается в жизни человека. Церковь — это и есть общество людей, избравших особый образ жизни — с Богом.
От себя скажу, что по-хорошему завидую тем людям, кто впитал веру, что называется, с молоком матери. Моему поколению, воспитанному в советскую эпоху, приходится мучительно искать свою дорогу к вере. Духовная жизнь, постоянная работа над собой — тяжелый труд, который не сравнить ни с каким другим.
Я задала отцу Александру несколько вопросов, которые волнуют лично меня. Он обстоятельно ответил. И предложил открыть в «Ниве» рубрику, в которой он мог бы отвечать на вопросы наших читателей. Так что, дорогие читатели, задавайте любые вопросы, пишите, звоните в редакцию или обращайтесь лично к отцу Александру.
Иногда, чтобы лучше узнать человека, достаточно поинтересоваться, что он читает, кто в числе его любимых писателей. Оказалось, что отец Александр очень любит английского писателя Клайва Льюиса, а из русских — Ф. М. Достоевского — он назвал их «светскими богословами». Так же, как ни удивительно, он читает Толкиена.
С подросткового возраста отец Александр увлечен литературой духовного содержания и считает, что в наше время хороших христианских книг все еще недостаточно. В основном это переиздания книг XIX — начала XX века, как правило, рассчитанных на человека уже воспитанного в православной вере. А сейчас нужна такая литература (при всем уважении к наследию и опыту прошлого) — которая была бы близка и понятна современному человеку, воспитанному в безбожную эпоху, иногда совершенно не знакомому с христианством.
На всю жизнь запомнились отцу Александру напутственные слова, сказанные ему митрополитом Кириллом после рукоположения: «Помни — все те силы, все то время, которые ты посвятишь Богу, не пройдут для тебя даром. Бог никогда не бывает у нас в долгу. Он многократно вознаградит за труды. Если же ты будешь думать только о своем благополучии и забудешь о своем служении — потеряешь все». С тех пор эти слова стали для отца Александра жизненным девизом.
— Основа человеческого счастья — жизнь с Богом, — говорит он. Сколько люди не пытались построить свое счастье без Бога, всякий раз их попытки приводили к краху. Этому есть достаточно примеров и в Священной, и в мировой истории, и в недавней истории нашего Отечества. Этому есть подтверждение и в жизни отдельных людей. А жить с Богом — это жить по законам любви, потому что Бог есть Любовь, источник любви, а значит — счастья. Только тогда существование человека приобретает истинный смысл.
Т. Матушова