Описание села Ершичи и его прихода
Государственный архив Смоленской области, фонд №391, опись №1, дело №4, л. 122—128.
Когда и как устроен был первый храм неизвестно. Как видно из описи церковного имуществ, он был деревянный с двумя престолами: главный во имя св. и правед. Симеона Богоприимца — Анны Пророчицы, а предельный во имя св. Великомученика Иоанна Воина.
3) В селе 36 домов, из них: 5 домов духовенства, 1 дом еврейский, 2 мещанских, а остальные крестьянские. Жителей мужского пола 112, а женского 106 душ. В приходе имеется всей земли владельческой и крестьянской 12782 десятины на протяжении в длину 15 верст, а в ширину 17 верст. Владельческих хуторов 5: 2 хутора Михайловское, Благодать, Гари и Александровское. Деревень, кроме села Ершичи 15: Кузеневка, Лычник, Драное, Егоровка, Стан, Сосонки, Блинные-Кучи, Высокая Слобода, Ломня, Березуга, Жуковка, Ржавец, Замышье, Медведовка и Барановка.
Деревня Стан устроилась в 1890 году из выселенцев из деревни Драной на купленной земле у дворянина Костомарова, а деревня Медведовка из крестьян и мещан Могилевской губернии, купивших землю у помещика генерала Челищева; устроилась в 1894 году. Оба хутора, как Стан, так и Медведовка, после покупки земли крестьянами, уничтожены и почти не осталось признаков, где были дома владельческие. Из деревень выделяется своим названием деревня Блинные Кучи, названная так, как говорят, потому что окружена насыпными холмами, которые оказались, по исследованию археолога, производившего раскопки в 1885 году, языческими могилами, в коих найдены кости и черепа умерших, а также железные ожерелья и кольца.
4) Поверхность прихода ровная, местами болотистая; почва преимущественно песчаная малоплодородная. Никаких минеральных богатств на имеется.
Река Ипуть берет начало в Климовичском уезде Могилевской губернии в 20-ти верстах от села Ершичи. Приток Ипути с левой стороны река Боровня протекает около деревни Драной. Весною, а часто и летом весьма разливается и затопляет луга, причтовые, владельческие и крестьянские, от чего часто приходится бедствовать без корма при песчаной и неплодородной почве.
5) Леса, в настоящее время, преимущественно лиственные, а 15—20 лет назад преобладали хвойные. В лесах водятся волки, медведи и, как редкие экземпляры, лоси.
6) Жителей в приходе 3600 душ обоего пола, из них мужского пола 1820, а женского 1780; в том числе малолетних до 7ми лет, мальчиков 270, а девочек 280. По сословиям: духовных 17 душ, дворян 4 д. мещан 115 д., поляков 8 д., евреев 13 д., а остальные крестьяне, из них ревизских душ 867. Крестьяне все великорусы, православного вероисповедания. Главное занятие прихожан земледелие, а в подспорье хозяйство. Занимаются кустарным промыслом, как то: работают колеса, сани и бочки. С 1-го сентября большинство взрослых мужчин и женщин отправляются в заработки на сахарные заводы в Киевскую, Московскую и Каменец-Подольскую губернии, где большинство работают до 1-го января, а некоторые до 1-го июля. Если бы не было отхожего промысла, то благосостояние прихожан, благодаря песчаной и неплодородной почве, было бы самое плачевное.
7) У большинства крестьян своего хлеба не достает до праздника Рождества Христова, а равно и корма доя скота, несмотря на то, что кроме надельной земли, ими куплено 5700 десятин. 4200 десятин куплено крестьянами у владельца хутора Жариков, Курского купца Борисова, который приобрел этот хутор от генерала Челищева. 1200 десятин куплено у генерала Челищева, хутор Медведовка и 300 десятин у дворянина Костомарова, хутор Стан.
Благодаря болотистой местности прихожане часто болеют лихорадкой, дети скарлатиной и дифтеритом а старики удушьем. Медицинская помощь слабая, так как санитарный пункт, где находится врач и больница (село Корсики) находятся в 26 верстах, ближе нет никакой аптеки, ни фельдшера, а потому крестьяне часто обращаются к местным знахарям и лекарям, особенно с больными детьми.
8) Прихожане довольно религиозны; за исключением немногих, ежегодно бывают у исповеди и причащаются св. Тайн. Храм посещают усердно. Особых выдающихся преступлений не замечается.
9) Школ в приходе девять, из них одна земская при селе и 8 школ грамоты, каждая из них имеет особое помещение — собственное. Земская школа имеет порядочную библиотеку, для внеклассного чтения, а в школах грамоты ощущается большой недостаток книг для чтения. Всех учащихся в 9 школах 269 мальчиков и 50 девочек. Число детей школьного возраста до 500 человек, не все же учатся по бедности родителей, хотя родители и желают учить детей.
10) Когда основано село Ершичи и когда устроен первый храм неизвестно, нужно полагать, что оно существует 200 лет и до начало этого столетия принадлежало к Брянскому уезду, что видно из некоторых документов церковного архива.
Неизвестно когда, село Ершичи и храм осчастливил своим посещением Государь Александр Благословенный.
Название свое село Ершичи получило, как говорят, от слова ерш — рыба, которой было много в реке Ипуть, протекающей около села. Народное предание говорит, что лет за 150 назад в Ершичах было всего три дома крестьян и дома причта; а затем появился и помещицкий дом Лайкевича. Лайкевич и его семейство благотворили храму; так в 1808 году им и его братьями пожертвовано большое напрестольное евангелие с серебряной вызолоченной доской, серебряный вызолоченный потир, дискос, лжицу и тарелочки, стоимостью 500 рублей; им же пожертвована серебряная риза на икону св. Великомученика Иоанна Воина в 1½ аршина длины и ¾ аршина ширины.
Когда и как устроен был первый храм неизвестно. Как видно из описи церковного имуществ, он был деревянный с двумя престолами: главный во имя св. и правед. Симеона Богоприимца — Анны Пророчицы, а предельный во имя св. Великомученика Иоанна Воина. Храм был обширный, форму имел крестообразную, вокруг храма была крытая на колоннах галерея. В 1857 году старанием помещицы Наталии Бердяевой устроен ныне существующий храм, а старый по ветхости разобран. Настоящий храм деревянный на каменном фундаменте, в начале был устроен в виде корабля, но в 1891 году был расширен боговыми пристройками и получил вид креста.
Крыша железная, снаружи и внутри окрашена масляной краской. Вокруг храма деревянная ограда и около ворот к большой дороге часовня. Ризница и сосуды храма приличны.
12) Церковно-приходское попечительство существует с 1897 года, главная деятельность коего, украшение храма и устройство школ и их обеспечение.
13) Земли церковной 36 десятин; из них 4 десятины усадебной, 9 д. луговой и 23 д. под зарослями и пахотной. Земля почти причтом не пашется, так как очень песчаная и находится от села в 2½ верстах. Кем и когда она отведена причту не известно, так как не имеется никаких документов, ни плана.
14) О причте в прошлом мало известно, так как клировые ведомости хранятся лишь с 1857 года. Метрические книги хранятся с 1803 года, из коих по подписям видно, что причт до настоящего времени был в таком порядке: священники Евфимий Митрофанов с 1803—1806 г., Илия Кутузов с 1806—1810 г., Димитрий Шупинский с 1810—1815 г., Матфей Герасимов с 1815—1818 г., Петр Кутузов 1818—1836 г., Сергий Сементовский с 1836—1842 г., Михаил Щукин с 1842—1849 г., Александр Иванов с 1849—1850 г., Евлампий Виноградский c 1850—1863 г., Василий Четыркин с 1863—1867 г., Григорий Малышкин с 1867—1872 г., Афанасий Дюков с 1872—1874 г., Димитрий Юденич с 1974—1880 г., Михаил Зубакин с 1880 г. служит по настоящее время. В сане священника с 1878 г. в селе Егорье Смоленского уезда. Имеет камилавку; в семье у него жена и четыре дочери.
Диакона: Георгий Лебедев c 1808—1825 г., Иоанн Лебедев с 1825—1836 г., Михаил Барсов 1836—1846 г., Николай Алмазов с 1846—1875 г., с 1875—1890 вакансия закрыта, а с 1890—1894 г. Николай Станкевич, Тимофей Леонович с 1890—1896 г. и с 1896 г. по настоящее время Иоанн Сергиевский. В семействе у него жена и два сына, младший сын Димитрий учится в Томском университете на четвертом курсе.
Дьячки: Георгий Лебедев с 1803—1808 г., Петр Кутузов с 1808—1818 г., Александр Белавенцев с 1818—1847 г., Николай Сильницкий с 1847—1898 г., Матфей Задувайло с 1898 г. по настоящее время. Грамоту имеет. В семействе у него жена и три дочери.
Пономари: Димитрий Богданович с 1804—1844 г., сын его Иоанн Богданович с 1844—1882 и зять Иоанна Богдановича Петр Четыркин с 1882—1896 г. При сем живет вдова связенника Екатерина Малышкина с дочерью девицей Марией Григорьевой, которая состоит просфорнею.
Летопись заведена с 1883 года священником Михаилом Зубаткиным.
Составитель — села Ершичи священник Михаил Зубаткин
1903 года декабря 24.