Начало / История / Церковь Рождества Богородицы в Корсиках

Церковь Рождества Богородицы в Корсиках

Глава из книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) «Рославльская земля: Православные храмы»

При въезде в село, на открытом месте, стоит красивый высокий храм. Цесаревич Николай Александрович (впоследствии Император Николай II), Смоленский губернатор Сосновский, помещик В. В. Римский-Корсаков (дядя композитора) — вот какие люди делали свой денежный вклад в строительство Корсиковской церкви во имя Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы д. Корсики

Церковь Рождества Богородицы д. Корсики

Первоначально в Корсиках была деревянная Никольская церковь, возведенная ранее 1760 г. Кем финансировалось строительство этой церкви, к сожалению, неизвестно. Никольский храм просуществовал около 150 лет и пришел в крайнюю ветхость. Тогда у прихожан возникла мысль о новой церкви. Но одних церковных средств на строительство оказалось недостаточно. В 1885 г. было открыто церковно-приходское попечительство, задачей которого стало изыскание средств на благое дело. Основным фондом у попечительства был, по решению крестьян, 50-ти копеечный взнос в год с каждого человека. Кроме того, прихожане изъявили желание доставлять свои дрова на кирпичный и известковый заводы, а также обязались безвозмездно подвозить все материалы к месту строительства церкви, что и исполняли добросовестно и аккуратно.117

Сначала решили строить деревянный двухпрестольный храм в честь Рождества Богородицы и святителя Николая. Но случилось крушение царского поезда 17 октября 1888 г., вся царская семья осталась жива. В память этого чудесного спасения крестьяне решили возвести каменный трехпрестольный храм — третий придел посвятить небесному покровителю Александра III, святому князю Александру Невскому. О таком желании прихожан членами попечительства был подан адрес на имя императора. На нем царь написал: «Благодарю». Такое внимание государя побудило прихожан как можно скорее начать работу.

На земле помещика Василия Римского-Корсакова устроили кирпичный завод, а на земле крестьян — известковый. Когда кирпича и извести было выработано достаточное количество, то, по благословению епископа Гурия, на земле, пожертвованной Римским-Корсаковым, в присутствии губернатора В. О. Сосновского был совершен чин закладки церкви. Это произошло 15 июня 1890 г.118

К 1982 г. накопленные деньги закончились и строительство церкви было под угрозой остановки. Тогда решили подать прошение на имя наследника царя, Николая Александровича, о пособии на возведение храма. В ответ поступило 3000 рублей из капитала Медынцевой. От губернатора В. О. Сосновского получено еще 2000 рублей, от протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского) — 100 рублей. Иван Яковлевич Загорский (управляющий имением Римского-Корсакова) пожертвовал 1000 рублей. Из собственных средств Николая Александровича выделено 2000 рублей. Кроме того, было много других пожертвований от разных лиц.

С помощью этих средств строительство церкви благополучно завершилось. В 1894 г. храм был изнутри оштукатурен, выложены мозаичные полы, а в 1895—1896 гг. установлен иконостас, сделаны крыльца и в подвале устроена печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но и для города. С помощью теплого воздуха обогревался весь храм, несмотря на его значительную высоту и объем. (Местные мальчишки недавно проверяли — система отопления храма до сих пор действует).

На строительство церкви ушло 1,5 млн. штук кирпичей, около 20 тыс. пудов извести, не считая строительных материалов, безвозмездно доставляемых крестьянами.119

Главными руководителями работ были три человека: председатель церковно-приходского попечительства В. В. Римский-Корсаков и непременные члены попечительства — священники Георгий Ольховский и Георгий Четыркин.

Храм возведён на ровном и красивом месте в стороне от дороги, идущей из Рославля на Мглин. Построен он по проекту смоленского городского архитектора Ф. М. Мейшера. Выполнен в русском стиле. Купол лежит на четырёх массивных столбах. Крестообразный основной объём завершён над средокрестием восьмигранным барабаном с глухими диагональными гранями, фигурной купольной кровлей и маленькой главкой. Короткая трёхчастная трапезная имеет пониженные боковые части, равные по высоте угловым объёмам храма и боковым пристройкам колокольни. Четверик звона увенчан восьмериком с арочными окнами по сторонам света. В декоре фасадов интересны круглые полуколонки, зубчатые карнизы, тройные арочные окна над боковыми порталами.120 Как снаружи, так и внутри храм отличается своей оригинальностью, фигурами и лепниной. Иконостас был дубовым, с незначительными резными позолоченными элементами. Иконы, писанные на золотом чеканном фоне, украшали внутренний вид храма. Вся утварь специально приобреталась в Москве. Самый большой колокол для звонницы был отлит на заводе Самгина и весил 110 пудов.

17 и 18 октября 1896 г. церковь во имя Рождества Богородицы была торжественно освящена. На освящение прибыл епископ Никанор и губернатор В. О. Сосновский. 17 октября, после освящения главного престола, епископ, выйдя на амвон, благословил главного строителя храма, Римского-Корсакова, иконой Смоленской Божьей Матери. Сам же помещик от имени членов попечительского совета преподнес владыке икону Святого апостола Никанора, а губернатору — икону святителя Василия Великого.

После богослужения епископ благословил прихожан и отправился в дома местных священников, где его, по старинному русскому обычаю, встречали с хлебом и солью.

В 2 часа дня все участвовавшие в освящении духовные лица были приглашены на обед в дом Римского-Корсакова, где присутствовало много светских лиц.

Вечером того же дня архиерей отбыл в Смоленск.121

18 октября благочинным были освящены приделы во имя Николая Чудотворца и святого князя Александра Невского.

В Корсиковском приходе действовало несколько учебных заведений. В самом селе Корсики имелись земское училище и женская церковно-приходская школа.122

В 1905 г. на месте деревянной церкви была возведена каменная часовня, которая в 1909 г. на средства одесской купчихи Елизаветы Сктедер перестроена в храм и освящена во имя святого Александра Невского. Эта церковь была приписана к главному храму в честь Рождества Богородицы.123

9 апреля 1939 г. церковь Рождества Богородицы решением Смоленского облисполкома упразднена и передана под хозяйственные нужды. Церковь Александра Невского была закрыта еще в 1931 г.124

Во время Великой Отечественной войны храм Рождества Богородицы был открыт для богослужений. В 1944 г. он передан общине верующих государством в бессрочное пользование.125

В 1947 г. местный священник Александр Козловский обратился в облисполком с заявлением о завышении взимаемых с его семьи государственных налогов и просил разобраться в этом. В ответ на просьбу отца Александра было получено такое постановление:

«Глава семьи Козловский является служителем Корсиковской церкви в качестве священника. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 8 июля 1939 года хозяйство Козловского привлечено к обложению госналогом правильно, по нормам, установленным для кустарей-одиночек».126

Обложение непосильным налогом в то время широко применялось на практике по отношению к священнослужителям. Видимо, преследовалась определенная цель: обложить священника таким налогом, чтобы он не смог его заплатить и был вынужден покинуть приход, либо отказаться от сана и вступить в колхоз. Также практиковалось высокое денежное обложение храмов, чтобы община, не сумев рассчитаться с государством, заявила о самоликвидации. Как бы там ни было, в результате страдали храмы.

Возможно, вследствие вышеописанной политики налогообложения в Корсиках с 1947 по 1962 гг. сменилось несколько священников. А с 1962 г. в связи с недостатком кадров смоленские архиереи совсем не присылали сюда священника. Храм был полностью разграблен в 1964—1965 гг. И лишь в 1974 г. церковь была взята на государственную охрану.127

В 1978 г. уполномоченный отдела по религиозным культам вместе с секретарем местного райисполкома и председателем Руханского сельского Совета проверили состояние Корсиковской церкви. Вот к какому выводу они пришли:

«Ни договоров на передачу имущества верующим, ни их копий, подписанных учредителями, не сохранилось. Инвентарной книги на государственное имущество, переданное в свое время (сразу после войны) верующим, нет ни в религиозном объединении, ни в райисполкоме. Церковь совершенно разграблена еще в 1964—1965 гг. Не сохранилось ни одной вещи, ни одного предмета, кроме здания, дверей и окон без стекол. Крыша сейчас течет. Службы в церкви не было с 1962 года, т. к. Епархиальное управление ни разу не присылало священнослужителя.

В 1968 году Шумячский райисполком (по существовавшему тогда административному делению) разрешил местному колхозу (без ведома Совета по делам религии) хранить в церковном помещении зерно …

По моему мнению, верующие не подпишут заявление о закрытии церкви и не проголосуют об этом на собрании граждан. Вряд ли найдется возможность и использовать пустующее здание церкви.

Уполномоченный по делам религий

/Подпись/».128

В таком плачевном виде пребывала в то время церковь, а ведь здание уже находилось под опекой государства. Но, видимо, у власти были другие заботы в тот период. Да и ремонт в пустующей церкви государство проводить не стремилось — строили коммунизм.

3 мая 1981 г., во время грозы, от удара молнии сгорела одна глава с деревянным перекрытием.129

В октябре 1983 г. к уполномоченному по делам религий обратился облисполком с представлением о снятии с регистрации религиозного объединения села Корсики.

«Религиозное объединение Рождествобогородской русской православной церкви в селе Корсики Ершичского района не работает с 1962 года. Имущество церкви полностью разграблено 15—17 лет тому назад. Здание церкви находится в аварийном состоянии. В течение 20 лет верующие не поднимают вопросов о возобновлении деятельности религиозного объединения и удовлетворяют свои религиозные потребности в близлежащих церквях, расположенных на территории этого района и соседней Брянской области.

Исполком Смоленской области Совета народных депутатов просит решить вопрос о снятии с регистрации религиозного объединения в селе Корсики как развалившегося.

Первый заместитель Председателя исполкома

/Подпись/».130

Изучив вопрос о Корсиковской церкви, уполномоченный пришел к следующему мнению:

«Считаю возможным снять с регистрации религиозное объединение как распавшееся.

Аварийное здание в настоящее время пустует. Руководители района и колхоза, на территории которых располагается здание церкви, не испытывает нужд и необходимости в использовании этого здания под культурные и общественные нужды.

Уполномоченный совета По Смоленской области

/Подпись/».131

6 января 1964 г. религиозное общество села Корсики было снято с регистрации и приход прекратил свое юридическое существование.132

В церковном здании размещалось картофелехранилище, проводились танцы. Доски, брус, часть мозаичной плитки растащены. Неудачей варваров закончились лишь попытки отбить кирпичи — раствор XIX в. оказался крепче самих кирпичей.

В конце 90-х годов XX века небольшая группа верующих деревни Корсики стала хлопотать перед местными и областными властями о выделении средств и материалов на восстановление храма. По благословению митрополита Кирилла, в 2000 г. были возрождены приход и церковный совет. Сбором необходимых документов и поиском спонсоров занимался настоятель Ершичской церкви иерей Роман Ткаченко.

Ершичский лесхоз выделил на строительство храма делянку леса по льготным ценам для заготовки необходимых материалов.

Летом 2002 г. около Корсиковского храма появились несколько штабелей пиломатериалов для ремонта крыши и кровли.133

Может быть, недалек тот день, когда церковь снова засияет золотыми крестами и верующие под звон колоколов потянутся под ее своды, чтобы прикоснуться сердцем к ее истинам. Сейчас село Корсики входит в состав Ершичского района.

Примечания

117 Постройка храма в селе Корсики, Рославльского уезда, в память о спасения Августейшей семьи 17 октября 1888 года, и торжество освящения его 17 и 18 октября 1896 года. — Смоленские епархиальные ведомости. — Смоленск, 1897. — С. 49.

118 Там же. С. 50.

119 Там же. С. 52.

120 Каменев Н. В. Паспорт на памятник истории и культуры СССР. Церковь Рождества Богородицы с. Корсики, Ершичского района // Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3. 4. I. 47. Л. 3.

121 Постройка храма в селе Корсики, Рославльского уезда, в память о спасения Августейшей семьи 17 октября 1888 года, и торжество освящения его 17 и 18 октября 1896 года. — Смоленские епархиальные ведомости. — Смоленск, 1897. — С. 56.

122 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 153 об.

123 ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1342. Л. 68.

124 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 73.

125 ГАСО. Ф. 985. Оп. 3. Д. 3. Л. 1.

126 Там же. Л. 22.

127 Каменев Н. В. Паспорт на памятник истории и культуры СССР. Церковь Рождества Богородицы с. Корсики, Ершичского района // Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3. 4. I. 47. Л. 4.

128 ГАСО. Ф. 985. Оп. 3. Д. 3. Л. 47.

129 Там же. Л. 49.

130 Там же. Л. 52.

131 Там же. Л. 51.

132 Там же. Л. 53.

133 Федотов Н. Фозврати себе храм // Авоська. — Рославль, 2002. — С. 3.