Начало / Интервью / Священник Александр Коржаков отвечает на вопросы школьников

Священник Александр Коржаков отвечает на вопросы школьников

Что такое «духовная жизнь»? Может ли священник отказать в венчании или крещении? Нуждается ли неверующий человек в отпевании? Поможет ли это спасти душу? В нашей местности многие гадают сами или ходят к гадалкам. Это грех? Почему?

Что такое «духовная жизнь»?

Жизнь человека проходит в трех планах: в телесном, душевном и духовном. Телесная жизнь — это биологические процессы, душевная — область психики и интеллекта, духовная жизнь — область общения человека с Богом. Изначально все три стороны человеческой жизни находились в гармонии, потому что телесная и душевная сферы были подчинены духовной. А Бог — источник жизни. Когда люди согрешили против Бога, гармония разрушилась. В первую очередь пострадала духовная сфера: люди отпали от Бога, а значит — от источника жизни. Тело стало подвержено старению, болезни и смерти. Повредилась и душевная сфера — появились конфликты между людьми и внутри самого человека (психические расстройства).

Для того чтобы спасти людей от окончательной гибели, Бог стал человеком — Иисусом Христом. Он родился на земле от Девы Марии и воспринял нашу природу — тело, душу и дух. Эту пораженную грехом природу Христос исцелил, привел к гармонии — не только для Самого Себя, но и для всех нас. Он дал нам Таинство Крещения. Через Крещение человек соединяется со смертью и воскресением Иисуса Христа и духовно перерождается. Крещение — новое рождение — и есть начало духовной жизни.

После Своего Воскресения Христос вознесся на небеса (под небесами верующие понимают не космическое пространство, а область, где пребывает Бог), но не оставил нас. Через 10 дней после Вознесения на учеников Христа сошел Святой Дух. Сам Бог вошел в человеческую природу. Он это сделал для того, чтобы воссоздать первозданную гармонию, когда человек имел общение с Богом. Потом ученики Христовы — апостолы — когда совершали Таинство Крещения, возлагали на новокрещенных руки, и на них тоже сходил Святой Дух. Это происходит до сих пор в Таинстве Миропомазания. Таким образом, Бог действует в человеке. Но Бог не отнимает нашей свободы. Если человек не желает жить с Богом, то благодать Святого Духа оставляет такого человека. Если же человек стремится к жизни с Богом в своих поступках и мыслях, это приносит духовные плоды (смотри послание апостола Павла к Галатам 5 гл. 22—23 стихи). Это духовная жизнь в своем развитии.

Цель жизни христианина — достичь подобия Богу, соединится с Ним. Эта цель лежит за пределами нашего мира и времени. Но уже сейчас, отчасти, мы можем прикоснуться к ней. Для этого Господь дал нам Таинство Причащения («причащение» — по-славянски означает «соединение»). Перед Своей смертью Он собрал учеников на вечерю и подал им хлеб и чашу с вином. При этом Он сказал — «Этот хлеб — Мое Тело, это чаша — Моя Кровь». В Причащении человек соединяется с Самим Богом — со Христом. А это и есть цель духовной жизни.

Может ли священник отказать в венчании или крещении?

Священник может отказать и в венчании, и в крещении, если к тому есть препятствия. Главным и, пожалуй, единственным препятствием к Таинству Крещения является неверие человека. Нельзя крестить неверующего. Даже крещение младенца (который сам еще не может выразить своей веры) совершается лишь при поручительстве восприемников-крестных, которые сами должны быть верующими.

Однако, насколько искренне верующим является человек желающий креститься или стать восприемником? Как правило, верующими называют себя почти все, но в большинстве своем, эти люди не живут по своей вере. Часто их вера — это только слова.

В древней Церкви (в I—IV веках) желающий креститься должен был пройти этап подготовки, который назывался оглашением. Кандидата не только обучали истинам христианской веры, но и наблюдали за его жизнью. Это было необходимо для того, чтобы выяснить, насколько честное исповедание веры оглашаемого. Позднее, когда общество стало христианским, необходимость в оглашении отпала — почти всех крестили в младенческом возрасте. В наше время, когда общество по своей сути не только не христианское, но и вообще нерелигиозное, встает необходимость возрождения «института оглашенных». В некоторых приходах для желающих креститься проводится обязательная подготовка.

В венчании — церковном благословении супругов — может быть отказано по разным причинам. Неверие супругов, отсутствие у них христианского образа жизни — одна из них. К тому же священник должен быть уверен в серьезности намерений тех, кого собирается венчать. Часто с просьбой о совершении венчания обращаются люди, не живущие по своей вере. Им тоже следует проходить определенный этап подготовки.

Нуждается ли неверующий человек в отпевании? Поможет ли это спасти душу?

Отпевание — это чин церковного погребения усопших — особые молитвы. В них Церковь провожает своего члена от земной жизни к небесной. При этом просит Господа о прощении грехов, которые, быть может, христианин совершил в земной жизни. Может ли неверующий человек быть христианином? Когда-то он был крещен, значит, был членом Церкви. Но он не сохранил обетов крещения, отпал от тела Церкви, значит уже не христианин. Нужно ли отпевать «бывшего члена церкви»? Вопрос это непростой. Молиться за такого человека все-таки нужно — Христос на Кресте молился даже за Своих врагов. Но чина «погребения бывшего христианина» не существует, поэтому на практике используется тот, который есть — часто священник просто не знает усопшего — верующий он был, или нет. Конечно же, здесь есть противоречие. Было бы правильнее, молится за таких людей в частном порядке. Но нельзя совершенно оставлять их без молитвы.

В нашей местности многие гадают сами или ходят к гадалкам. Это грех? Почему?

Гадание — это сверхъестественный способ получения информации. Как правило, информацию мы получаем из компетентных источников — то есть от тех, кто знает больше. Например, когда мы смотрим новости по ТВ или читаем газету — мы получаем ту информацию, которой владели журналисты — а они знают больше нас, потому что у них такая работа. Это естественный способ. Для гадания человек обращается к сверхъестественным источникам — к потусторонним силам. Если в случае с естественными источниками человек использует естественные средства (ТВ, газету, Интернет), то для использования сверхъестественных источников используется магия. Магические приемы совершенно не применимы к светлым ангелам, таким образом гадающий черпает информацию у злых духов — у демонов. Но бесы — это не журналисты. Их задача — оторвать человека от Бога. И еще нельзя забывать слов Спасителя о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Действительно, в нашей местности процветает так называемый «бытовой оккультизм» — многие обращаются (не всегда осознанно) к нечистой силе. А бесы, добросовестно выполняя свою работу, отвращают людей от Бога. Вот почему так мало среди жителей ершичского района церковных людей, и дело здесь не только в десятилетиях советского атеизма. После обращения к гадалкам или «целителям» у людей возникает боязнь Церкви и всего, что с ней связано. Иногда эта боязнь выливается во вражду к Церкви. Чтобы избавится от последствий этого греха, необходимо принести покаяние.